?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share
Архангельск часть Севмпорпути
vitalv89
В Архангельск за второй партией грузов для проекта "Арктик СПГ-2" вернулось судно Севморпуть. Это первое судно с ядерной силовой установкой, да и самое большое судно, которое посещало порт Архангельск.



Севморпуть - советское ледокольно-транспортное судно с атомной силовой установкой типа КЛТ-40. Судно проекта 10081 разработано в Ленинградском ЦКБ "Балтсудопроект". Единственное построенное судно по данному проекту. Строительный номер 401. Строительство велось на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.1982 по 31.12.1988. Судну присвоен номер IMO 8729810. Передано судно было на баланс Мурманского морского пароходства.


(журнал "Морской флот", автор фото Н. Алексеева)

Характеристики:
Водоизмещение: 61880 тонн
Длина: 260 метров
Ширина: 32,2 метра
Высота борта: 18,3 метра
Осадка: 11,8 метра
Двигатели: атомная турбинная ГТЗА 684 ОМ5
Мощность: 29420 кВт (39436 л.с.)
Движитель: 1 винт регулируемого шага с 4 лопастями
Скорость: 20,8 макс. узлов
Экипаж: 75 человек
Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов
Может поднять на борт 74 лихтера типа LASH или 1336 20-футовых контейнера. Для их подъёма/спуска/перемещения на борту установлен козловой кран KONE грузоподъёмностью 500 тонн



Свою карьеру начинал на линии Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР. Позже приступило к работе на севере, обслуживало небольшие портопункты Северного Ледовитого океана.


(Фото из собрания Лемачко Б.В.)

После распада СССР, как и везде, на севере резко сократились объёмы грузоперевозок. Лихтера стали никому не нужны. И тогда судно поставили на контейнерную линию Мурманск - Дудинка - Мурманск.


(Автор фотографии Олег Малик)

В 2007 году судно встало у причала из-за нехватки высокотарифных грузов. Были планы по переоборудованию в плавучую буровую платформу, как некоторые другие лихтеровозы. Но в феврале 2008 года началась процедура передачи всего атомного флота на баланс созданному ФГУП Атомфлот, которая закончилась в декабре того же года. Если атомным ледоколам работу ещё можно было найти, то Севморпуть продолжил стоять у причальной стенки. Уже шли разговоры о том, что ещё пару лет и судно придётся списать на металлолом. В 2012 году исключили из регистровой книги судов и начали процедуру остановки реактора и перевода судна на "холодный отстой".


(Севморпуть и Сибирь на отстое в Мурманске)

Но в конце 2013 года появились первые положительные новости. Судном заинтересовались военные, нефтяные и горнодобывающие компании. Судно снова начали возвращать к жизни. После 7 лет простоя, многим механизмам потребовался ремонт, а часть пришлось менять на новые. Восстановление заняло ещё два года. На судно стал возвращаться старый экипаж, многие из них ещё принимали судно с завода.


(Фотографии из архива АО "82 Судоремонтный завод")

И вот в мае 2016 года судно вышло в свой первый рейс с грузом на остров Котельный.

В 2019 году прошел ещё одну модернизацию. На левом борту судна установлены два электрогидравлических крана "С1700", грузоподъёмностью 60 тонн каждый или в 120 тонн в спаренном режиме.



Ещё несколько фотографий















Сейчас судно грузится второй партией груза для проекта "Арктик СПГ-2". Летом также планируется использовать судно для доставки рыбной продукции, в контейнерах, с Дальнего востока в Европейскую часть страны.


  • 1

Не хочется каментить

резкого сокращение грузоперевозок, судно работало на контейнерной линии Мурманск - Дудинка - Мурманск.

Re: Не хочется каментить

в плане сокращение по его профилю, т.е. как лихтеровоза.
з.ы. немного переделал текст в статье.

Ну эти самые лихтеры его и добили. Былиб там контейнеры или ролкер он бы вполне себе работал на своих северах. На обычных торговых маршруиах ему житья нет. Такчто всякие норникели возить в любую погоду поплевывая на льды. Причем где никто иной не ходит а иначе 1300teu на 60тыс тонн это провал.

Спасибо. Очень познавательно.
И поучительно.

  • 1